(Интервью с Владимиром (ВлаДом) Дорониным – Letzte Soldat Nord, для газеты«Вечерняя Тюмень» №13, март 2005 г.)

О сибирском рок-движении конца 80-х – начала 90-х прошлого века остались немногочисленные записи да придания. Несколько уцелевших групп того времени о своем закрытии не объявляют, но и концертов не дают, лишь изредка выпускают альбомы и фигурируют, пожалуй, в воспоминаниях о временах веселых и беззаботных.

Творчество протеста, по понятным причинам, изжило себя. Группа «Система Безопасности», наследие 90-х, в отличие от других предпочла не отставать от времени. Но, даже зазвучав по-новому, она остается востребованной, периодически выступает в Москве и Санкт-Петербурге, недавно выпустила сразу два альбома.

Теперь на счету у коллектива 20 альбомов, что, согласитесь, по провинциальным меркам немало. Именно поэтому одни обвиняют ВлаДа в графомании, другие считают, что он тонет в материале.

На что Доронин, не смущаясь, говорит, что если бы записывал все подряд, то альбомов было бы гораздо больше. «Я каждый день пишу, репетирую, что-то придумываю. Идеи в моей голове появляются постоянно. Я играю не только потому, что мне хочется, но и еще потому, что не могу не играть».

«Творческий кризис несколько лет назад все же был, – рассказывает лидер «СиБе» ВлаД Доронин, – целый год ничего не придумывалось, а повторятся, не хотелось. Или наступившие сложные времена, – это временное, или больше ничего не будет», – решил ВлаД.

И тогда он нашел утешение в эзотерической и оккультной литературе. «Благодаря ей избавился от многих, надеюсь, иллюзий, обрел свободу, на какие-то вещи стал смотреть иначе и снова начал писать».

Говоря о своих новых альбомах «Волшебная лампа Осамы Бен Ладена» и «Нина, Венди, Энн…», вспоминает Будду, который не верит в победу добра, потому, как и зла для него нет. «О страшных и грустных вещах мы часто повествуем с иронией, поэтому в песнях много грусти, но нет безысходности. Первый альбом посвящен восточной культуре, второй европейской. Сейчас в мире происходит их столкновение. Но ни та, ни другая не должны доминировать, они должны сосуществовать на паритетных основаниях. Это я показался показать в своих альбомах.

Все композиции имеют сложную структуру, как в симфонической музыке, практически нет куплетов и припевов. В записи принимала участие оперная вокалистка под псевдонимом Брунхильда Хелен Кугер. Думаю, количество почитателей нашего творчества уменьшится, после того, как выйдут эти альбомы, ввиду неподготовленности большинства слушателей к подобным насыщенным информацией и сложным для восприятия композициям».

А может, и увеличится. Некоторые новые произведения мне послушать удалось. Создалось впечатление, что это скорее аудиотеатральные постановки, нежели музыка в привычном понимании этого слова. «Мы пережили времена, когда где-то в 1995 году в так называемой среде неформальной среде было признаком хорошего тона слушать «СиБе», – рассказывает ВлаД, – на наши концерты приходило по пятьсот человек. Там можно было встретить всех, кого угодно от неформалов до гопников. Но мы не группа стадионов и тем более «не для всех», поэтому уж лучше в зале будет сто человек, но не случайных знающих и понимающих наше творчество. А для этого нужно как минимум университетское образование».

Стиль, в котором сейчас работает музыкальный коллектив, его лидер обозначил как Направленное Вдохновение. «В нашей стране аналогов нам сейчас практически нет. Близкие по духу коллективы Coil, Current 93, Swans делают что-то подобное – почти каждое слово – код, и, что бы его расшифровать, нужно прочесть множество книг». Поэтому ВлаД уже подумывает к своим альбомам давать ссылки в виде списка литературы.

Помещая свое творчество в раздел, «не для всех», Доронин и сам предпочитает быть в андеграунде и по отношению к андеграунду. Так, недостойной для своей персоны он считает тратить время и силы на посещение ночных клубов, концертов, «тусовок» и прочих культурных мероприятий. «А по большому счету крупных событий в городе в нынешней около роковой среде не происходит, – говорит ВлаД, – молодые коллективы меня мало интересуют, у них у всех в основном меркантильные интересы. Мы (старые тюменские группы), как бы ни ругались и ни говорили друг про друга гадости, отличаемся очень сильно от нынешних тем, что делали все не ради денег и относились к творчеству намного серьезнее, как бы пафосно это не звучало, как к некой «миссии». Я всегда перед концертом говорю своим музыкантам: «Давайте играть как в последний раз, а не так, что лишь бы отстоять свой номер и побыстрее домой пойти телевизор смотреть».

То ли по привычке, то ли желая быть вне моды с ее подчас комическими тенденциями, Доронин всегда носит камуфляжи высокие ботинки со шнуровкой. От того-то мне и сложно представить себе Доронина в образе преподавателя, в строгом официальном костюме. А вот представить его вещающим добрых полтора часа перед аудиторией могу – что-что, а пофилософствовать ВлаД любит. А знают ли студенты о его контркультурном прошлом и настоящем?

«Некоторые знают, спрашивают, когда будет концерт, где мы будем играть и т.д.».

– И что же ты им отвечаешь?

– Сразу же, как только появиться хорошее оборудование, что бы было слышно, о чем мы поем. И когда найдем маленький уютный зальчик, что бы быть ближе к нашим зрителям.

Справка «Вечерки»:

Владимир (ВлаД) Доронин родился в 1976 году в семье потомственных учителей и военных. Окончил обычную тюменскую школу и вечернюю музыкальную. После окончил фольклорное отделение училища искусств, с благодарностью вспоминает своего педагога по классической гитаре Михаила Сергеевича Яблокова. Еще в школе организовал свою первую группу «Уличное Движение», вскоре поменявшую название на «Система Безопасности». По второму образованию ВлаД культуролог, он его получил в ТГИИК. Закончил аспирантуру по философии в ТГУ и одно время там же преподавал философию и политическую культуру.

Беседовала: Марина Полуэктова.

Орфография и пунктуация автора частично сохранена.