(c) Система Безопасности, 2001
(p) Rebel Records, 2003

Пятнадцатый (!) альбом существующей с начала 90-х годов тюменской рок-группы, он же – первый, добравшийся – в широкой продаже – до прилавков уже и провинциальных музыкальных магазинов.

С первого упоминания о месте прописки команды примерный стиль её музыки уже можно представить, особенно если учесть, что лидер группы Влад Доронин родом из Омска. Плюс – название группы, легко становящееся в один ряд: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ – АДАПТАЦИЯ – СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ. Соответственно, трудно предположить на альбоме что-нибудь иное, кроме панк-рока сибирской волны.

И действительно, поначалу всё указывает на то, что перед нами – достойные продолжатели и наследники былой славы Ромыча и Димона Колоколова. Звук на альбоме – самый что ни на есть андеграундный: жужжащие на первой песне гитары, саунд которых напоминает даже не классических ГО, а скорее, окололетовские проекты 15-летней давности, скоростное молотилово ударных, внешне агрессивное пение – всё как бы говорит: это Тюмень, это Сибирь – земля обетованная каждого правоверного панка.

Впрочем, на этом сходство с музыкой Панков Всея Руси и заканчивается. Разве что кое-где время от времени сквозь строки словно бы проглядывает добрая улыбка Черного Лукича – некоторые песни СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ напоминают его морской цикл песен – но и только. На самом деле панка как такового на альбоме совсем немного – всего лишь ещё в паре мест музыканты вновь срываются в этот стиль, как бы постоянно напоминая о своих корнях. В общем же контексте панк-вставки даже кажутся лишними, так как суть творчества группы совсем не в этом.

В основном же на альбоме звучит довольно красивая, мелодичная, не столь уж сложная, но хорошо исполненная и вполне достойно записанная музыка, сочетающая в себе множество направлений – от джаза до блюза и психоделии. В песнях совсем мало тяжелых гитар, зато там замечательно и вполне уместно звучат самые разные инструменты – от домры до трубы и контрабаса. Особенно стоит отметить красивую, грамотную, отлично вписанную в аранжировки блюзовую игру клавиш, саунд которых, кстати, подобран вообще идеально. Всё это положено на традиционную роковую музыкальную основу и создаёт в конечном счете вполне привлекательное целое.

Добрая половина песен альбома представляет собой… не зарисовки даже и не моментальные фотографии, а настоящие, полноценные картины. От песни к песне друг друга сменяют масштабные полотна, словно бы написанные настоящими мастерами живописи. Это и изображения катастроф в жанре “Последнего дня Помпеи” (квазипанк-боевик “Бавария”, псевдовесёлые “Звездочёты” и жутко отображающая торжество смерти “Чума В Венеции”), и триптих, ярко отображающий Америку времён великой депрессии (песня “Армстронг”), и сюрреализм в духе Сальвадора Дали (не столько пропетая, сколько прошептанная психоделическая “Метафизика”, невесомый, туманно-солнечный “Сон Глена Миллера”). При этом никаких комментариев, как и в живописи, не даётся – все выводы должен сделать каждый сам…

Дополняют альбом упоминавшаяся выше весёлая панковская “Пиратская”, и не панковская, но тоже весёлая вещь “Пальцы”, ироничная, украшенная домрой и “квакающей” гитарой песня “+30″ (именно здесь интонации Чёрного Лукича наиболее заметны), великолепная, светлая, псевдочастушечная “Нет Радости”, сентиментально-романтичная “Ухо Ван Гога”, ассоциативно-пафосная, живо напомнившая мне старую крымскую группу ГОГЕН, песня “Небо Упало На Нас” – с кульминационными строками:

Дайте пятую часть света – и уехать бы туда,
Где нас не достанут человечьи стада,
Нам нет дела до них – им нет дела до нас,
Домик девочки Элли
Никогда не вернётся в Канзас.

Все эти замысловатые построения исполнены (если не считать ударника, который на обложке не обозначен, и вокалистку Юлию Стар, лишь подпевшую в последней песне) всего лишь двумя музыкантами – Владом Дорониным и Евгением Ткаченко, которые поют и играют на всех инструментах – а это: электро- и классическая гитары, клавиши, домры, бас, контрабас, труба и разнообразные эффекты.

При этом свой музыкальный проект полностью они именуют так: ТВОРЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ И НЕЛОГИЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ, а целью своего творчества Влад и Евгений считают “карательные экспедиции в сознание для нарушения логического равновесия”. И эти “экспедиции” выходят у них очень здорово: как можно заметить, выше постоянно встречаются приставки “квази” и псевдо”, т.е, приемами мистификаторства наши оппозиционеры владеют замечательно.

Кто они, члены этой системы? Творческие провокаторы? Несостоявшиеся художники? Нет, просто музыканты. И неплохие.

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 13 апреля 2004, 02:48