“Надежно спрятан меч Парацельса.

Прорастут, словно на камнях, эдельвейсы

Сквозь века сервент волшебные строки”

Рок-культуру в мире и, особенно в нашей стране, люди, не имеющие к ней прямого отношения, привыкли ассоциировать: 1- с некой пафосной революционностью, как протест молодежи против «отцовских» устоев. 2 – рок вид развлечения, которое не всегда соблюдает рамки приличия и вообще это явления, которое порождено массовой культурой. Есть мнение, что это направление в современном искусстве.

С первым если еще как-то можно согласиться, хотя оно довольно одностороннее и поверхностное, то со вторым и третьим утверждениями я не согласен. Не буду спорить, кому надо разберутся, как говорится «Sapienti sat» и «Eden das sain». Вкратце перескажу свое видение этой традиции, а «метать бисер» никакого желания нет.

Попытавшись посмотреть на рок-культуру с точки зрения не музыканта, я стал приходить к выводу, что главными векторами в этой культуре являются стремление к свободе и вечности. Свобода практически всегда реализуется через бунт, тем более «рок» это бунтарское движение. Бунт может выражаться по-разному: это может быть примитивный и эпатажный протест против общества, но это может быть метафизический бунт, несогласие человека как субъекта культуры со своей участью, осознание себя на более высоком уровне как личность. Требование изменения к себе отношения, как в «мифе о Сизифе», это отчаянное противостояние вопрошающего человека и безмолвной вселенной.

Как писал Шелер: «Фактически свобода развивается медленнее, чем представление человека о свободе». Поэтому свобода в современных обществах является иллюзией и саморекламой, Хайдегеровской «подменой». Вместо чистого воздуха свободы, нам воспроизводят очень натуральные «картинки» свободы, искусно смоделированные матрицей».

У Альбера Камю: «Метафизический бунт – это восстание человека против своего удела и против всего мира, …метафизический бунтарь протестует против удела, уготованного ему как представителю рода человеческого. Восставший раб утверждает, что в его душе есть нечто, не смиряющееся с тем, как обращаются с ним господин; метафизический бунтарь заявляет, что он обделен и обделен самим мирозданием».

Одной из целей «рока», как требование свободы, является получение уважения, а главное – самоуважение и обретение независимости. Рок – это бунт против «зарвавшихся олимпийских небожителей».

Я полагаю, что Рок-культура по своему характеру во многом близка к средневековой рыцарской Героике: метафорический поиск «святого Грааля», как поиск своей духовности, как шаг к свободе. Но этот поиск, который можно осуществлять, не выходя из комнаты. Тамплиерский путь в Палестину, ведет в любую сторону, а не только в сторону востока, простор главное был бы открыт, и знать, зачем шагаешь. Это вечная алхимическая идея «что вверху, то и внизу». Дверь в вечность должна открываться не обязательно с ойкуменальности Гипербореи. Она может быть где угодно, главное знать, где ее искать. Об этом говорится во всех традициях запада и востока. Если бы все неофиты восприняли зашифрованные тексты гностиков, тамплиеров, тибетских мудрецов буквально, они бы просто расшибли бы себе лбы о неприступные скалы Гималаев, считая, что они найдут Шамбалу. Все традиции аллегоричны, в том числе и рок, для того, что бы оградить знания от глупцов. В этих знаниях и есть вечность, которая сосредоточена в вечных ценностях.

Поэтому Путь, Дао Рока – это путь поиска вечных ценностей. «Знания Шамбалы» зашифрованы, и их нужно понять. Для глупца и профана нет ничего ценного в этих знаниях, если они не материальны.

Поэтому хотелось бы немного порассуждать о преемственности традиций. «…то, что среди различных народов существовало под именем «традиция», являлось не чем-то относительным и обусловленным различными внешними и чисто историческими факторами, но всегда было связано с элементами единого знания, которое представляет собой константы». Юлиус Эвола

Примерно каждые, десять лет в роке наблюдался спад в движении, пока не появлялась, какая-то новая идея, она находила свое воплощение в новом стиле.

Разговоры о деградации рока пошли очень давно. Есть музыканты, кто еще пытается не сдаваться, но в целом рок-движение исчезло. Поэтому считаю уместным пример восточного термина «аватара» – преемственное перерождение. Рок, как идея, стремления к свободе и вечным ценностям неисчерпаема и в принципе существовала всегда, только ему приходилось находить новое воплощение, новую форму.

На данный момент, по моему мнению, такой формой в рок-традиции является Dark Folk – направление, которое появилось сравнительно недавно и известно только узкому кругу ценителей.

Словосочетание «Дарк Фолк» переводится дословно «темный» и «народ», а в моей интерпретации как народ, живущий в «темное время». Второе название этого направления «апокалиптический фолк» полагаю можно понимать как «фолк», то есть, народ, осознающий начало апокалипсиса и конца света связанного с приходом в мир людей, зарвавшихся собственной гордыней и властью, возомнивших себя богами и хозяевами «олимпийского» огня.

То есть направление в «роке», которое называется «дарк фолк», нужно интерпретировать не как темный или мрачный народ, а как суровый народ, чувствующий приближение и наступление «темных веков». Как пишет Юлиус Эвола, разбирая учение Гесиода, в мифологии существовало четыре века: «золотой» – век высших властелинов наследников знания примордиальной традиции, символизм золота выражал идею центральности, стабильности, несокрушимости и недоступности, то есть идей «царства высшего центра мира» – Regnum; «серебряный» – век жрецов, век перехода к духовности; «бронзовый» – это люциферицеское или титаническое восстание, прометеическое стремление узурпировать олимпийский огонь, для него характерны отказ от религиозности, гордыня насилие и воинственность. «Последний век – это «век железный» или, в терминах индуистской традиции, «темный век». Появляется десакрализованная цивилизация, знающая и прославляющая только земное и человеческое. В противовес такой форме упадка возникает идея цикла возможной реставрации, который Гесиод называет «циклом героев» или «веком героев». «Темный век» – это век потери духовности, утраты вечных ценностей, то есть эпоха деградации, когда слово «человек» больше не звучит гордо, это и есть наша современность.

Поэтому ошибочно полагать, что рок-культура является массовым явлением. «Рок» как героика и как традиция может существовать только через духовность, поэтому она скорее по своей сути аскетична, это дело для увлеченных, ищущих свой «Грааль» одиночек. Все что стало массовым, это уже не «рок», а некие плевела, попса, «подмена». В рыцарские времена тоже существовало множество рыцарских орденов, все хотели стать или, хотя бы походить на рыцарей Чаши христовой, но посвящение проходили единицы, а до глубин доходили еще меньше. Так же и в «рок» играют многие. Многие одевают «косухи», цепи, железные браслеты и т.д., но очень мало тех, кто понимают, что это такое. Рок ничего общего не имеет с массовой культурой. В массе есть что-то нечеловеческое, чуждое свободному состоянию человека, как раз та самая десокрализованность. В ней сосредоточена суетность, стадность, безликость, представление о ней не вяжется с романтическим образом любой эпохи. Путь рыцаря – героя, поиск духа, чести, доказательство своей состоятельности как воина, мужчины и право на знание, которое не доступно профанной массе. Поэтому массе чужды идеи «рока», она хочет усреднить, подмять идеи под себя из-за своей необразованности и лени. Массы «демонов» выглядящих как обычные люди, но у которых нет ничего святого за душой, они рушат (не знаю как у других), но лично мою «Гиперборею», мой «Авалон».

Поэтому для «рыцарей рока», а именно «Дарк-фолка» «Прорицания Вельвы» о Рагнарек не кажутся смешными. Если в этой, как спел Роман Неумоев, «духовной войне» погибнут, даже молодые что же будет с миром потом.

Дарк Фолк – это путь тех, кто не хочет «сгнить телом и душой». Это попытка установить утраченную когда-то связь с Богом, по Ницше это идея «вечного возвращения» к самим себе, это путь тех, кто чувствует губительное влияние городов, их хаос и пытается даже этой бесконечной гонке придать определенный ритм. Рок – это современное язычество. Это магическое действие, которое разворачивается не в девственный рощах, а в центре урбанистического пейзажа. Новое язычество не вписывается в современный ландшафт и поэтому своей нелепостью разрушает его, тем самым, отбирая пространство для себя, пытается прожить себя самому, а не что бы его прожил и использовал кто-то. Люди, которые его строят, пытаются оставить за собой право выбора как распоряжаться собой, своим местом, знанием, памятью предков, мнением временем, свободой.

Через разрушение стереотипов происходит раскрепощение и высвобождение, и обновление. Освобождаясь от ценностей сиюминутных и иллюзорных, остаются ценности вечные. От нищеты духа спасает истинное понимание своего бытия, а истина находится в знании. Поэтому требуется отыскать это метафорическое знание, «чашу Грааля», «Копье Судьбы», «Кольцо Нибелунгов» и т.д., как назвать, большой разницы нет, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

Поэтому Дарк-фолк как направление, несет черты современной героики, ищет связь и выход к примордиальной традиции человечества через ощущение свободы и вечности в культуре, что бы ни стать жертвой современного индустриального общества, названного в восточных доктринах «темными веками».

«Рок»- это был истошный крик, а Дарк-фолк его новое воплощение, аватара, кто-то назвал его, что – это «шепот погибающего мира», предупреждение миру стоящего на грани катастрофы. Возможно «примордиальный центр» находится внутри нас, а «Гиперборея», которую так долго ищут, спрятана в наших душах. Дарк-фолк, да и вообще настоящий рок – это голос из далекой древности, только в новой измененной форме, который возможно не даст Атлантиде в наших душах навсегда утонуть и Рагнарек, останется сном, которому все же не суждено сбыться, это «новая попытка похищения олимпийского огня», путь, где от титана до героя – один шаг.

ВлаД – Letzte Soldat Nord, Си.Бе., г.Тюмень 2005 г