(Прометей. Научный журнал (Пилотный выпуск). № 0, 2006. – С. 94 – 96. “Волшебство” в пространстве.)

Не помню кто, но кто-то из великих сказал, что музыка дает нам понятие о пространстве. Пространство, как известно-взаимное расположение явлений. Пространство и время взаимообусловлены. Время, в свою очередь, представляет последовательность смены стадий явлений в их развитии.

Музыка, если освободиться от стереотипа – звуковая волна или звук. Именно, он дает понятие о пространстве, определяет границы, координаты невидимого поля. Слово заполняет пространство эмоциями, чувствами, переживаниями и т.д. По другому, слово «вдыхает жизнь», душу в пространство, как в тело. Автор подобен в чем-то «Творцу». Пусть в малом он создает каркас, тело – звук он и дает телу душу. Поэтому рождение музыкального произведения это «словесно-звуковая теургия», «алхимия звука», завершающей стадией, которой становится воплощение в записи, на «носителях», которые бывают двух видов, цифровые или аналоговые.

Алхимия – химия природы, аллегорический «сок» природы. Я не беру в расчет банальное превращение простого металла в золото. Я хотел бы остановиться на психическом и духовном аспекте. Каббалист-алхимик стремится к первому. Оккультист направляет свои силы и внимание на трансформацию четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли (осоциирующихся с духовным, ментальным, психическим и физическими планами), которые, будучи слиты в одно, дают желаемый результат. Алхимия может рассматриваться как превращение несовершенного в совершенное, то есть, наличие определенных знаний делает чудо реальностью.

Рожденное автором произведение само по себе это уже есть чудо.

«В любом случае, если Вы когда-либо занимались музыкой, то непременно поймете, что я имею в виду. Вначале у Вас в руках чистая кассета, или CD – неважно, то, что Вам подходит больше всего – и, в конце концов, на ней оказывается что-то, чего до Вас никогда не существовало. Просто невероятно! Этот факт уже сам по себе – потрясающая штука». (Genesis P-Orridge)

Не важно в чем «чудо» осуществляется и как, главное его наличие. В сказках для его осуществления нужны разные «сим салабим», «крекс, пекс, фекс», «абракадабра» и т.д., поэтому роль своеобразного «щелчка пальцами» выполняет техническая сторона записи. Все зависит от метода и от того что вы хотите получить. Как сказано в «Изумрудной скрижали»: «Что вверху, то и внизу». В принципе конечная цель «великого делания» не меняется, а просто идет разными путями, пользуясь эзотерической терминологией – проводится в разных традициях или посредством разных техник. Создание музыкального пространства – это создание пространства для чуда, это разновидность магии. Но как утверждает наука – чудес не бывает. Науке нужны апробированные доказательства, законспектированные исследования, которые можно всегда проверить и проанализировать.

Основной темой для насмешек, со стороны ученых, а так же их претензией к оккультизму и к магии, является то, что, по их мнению, это околонаучные знания, граничащие с шарлатанством. В первую очередь они считают, что оккультизм и магия не имеют предметной стороны исследования, следовательно, серьезности и интереса со стороны науки не представляют. Труды, относящиеся к этой области можно разве, что почитать вместо книжек перед сном.

Это чисто материалистичный подход, мол, покажи мне этих самых духов стихий, тогда я поверю в предметную сторону этой области. Но на то и существует, чудо, чтобы оставаться чудом. Творчество всегда было тем, что «опредмечивало» чудо, «оправдывало» его в глазах ни во что не верящих материалистов. Чудеса, в виде произведений искусства, они называли гениальностью. Но кто законспектирует вдохновение, какие приборы его уловят и спрогнозируют. А где берется гениальность, в какой такой поездке на Колхиду за золотым руном, в какой лавке арабского старьевщика и за какие динары ее можно купить? Гениальность это и есть чудо, где она берется, никто объяснить не может, где ее предметная область? Ее нельзя потрогать руками и проверить на зуб, она просто есть. Также бесполезно искать доказательство существования предметной области в оккультизме и магии тем, кто в нее сознательно не верит. В одной книге было сказано: «зачем человеку очки и факел, если он отказывается видеть». Эзотерика на то и эзотерика, чтобы сведения о ней нельзя было получить у пивного ларька, даже если это ларек у которого собираются ученые. Ученые тоже люди и пьют не в меньших количествах. Есть область знаний, которая воспринимается не всеми и это не зависит от ученой степени. В еврейской Каббале это называется «Кибэл» и означает высшее усвоение – это способность души воспринимать сверхъестественные идеи.

Должны быть вещи, которые принимаются на веру, они есть. Принимать их или нет, дело выбора. Опять же в Каббале говорится, что без науки, вера ведет к предрассудкам, вместе они производят достоверность, но, соединяя, нельзя их смешивать. Поэтому встает проблема, как в одном теле ужиться ученому и мистику одновременно, какое знание перевесит, могут ли они уравновешивать друг друга и помогать друг другу.

Мне никогда не нравилось слово искусство, в нем есть что-то кустарное, ненастоящее. А в слове творение есть дыхание чуда, колдовство магии, только еще не совершенной. К сотворению примешиваются момент вдохновения и экстаза, которые имеют трансцендентное значение. Поэтому магией я бы назвал сознательное сотворение чуда. Гениальный «художник» тоже творит это чудо, он его довел почти до совершенства, но у него есть право на ошибку. У мага права такого нет, он не может ошибиться при творении чуда. Чудо – это когда появляется то, чего доселе не было. Происходит Хайдегеровское «заполнение пространства», которое пустовало, покинутое Богами.

«Это подход живописца – у тебя есть какая-то картина, ты переписываешь ее, что-то поправляешь, переделываешь заново, пытаешься получить совершенную, кристально- чистую версию чего-нибудь. И дело совсем не в попытке, и не в результате, важен сам процесс исследования и изменения, ты воссоздаешь какие-то миры, образы, звуки, реакции, которые доселе не существовали. В наши дни все это возможно. При помощи новых технологий ты строишь и собираешь то, чего раньше никогда не было. В этом смысле все мы «боги»… Но, конечно же, это не более чем субъективная точка зрения. Мне так кажется». (Genesis P-Orridge)

Поэтому я полностью согласен с Дженизом Пи-Оррджем, по поводу аналоговой записи музыкального творения: «…наши последние альбомы записывались на аналоговые носители – это же настоящая магия, современная алхимия! Лента, пружины, раскаленное железо, трансформация молекул, потоки воздуха… Ты работаешь со звуковыми волнами, ты раскаляешь металл, ты делаешь с магнитным покрытием такие вещи, которые недоступны всем этим «двоичным системам»! Настоящие эффекты, настоящие волны, настоящие микрофоны! Это на самом деле – чистая алхимия, это вам не всякие нолики и единицы, которые не имеют отношения к настоящей математике! Просто «или-или». Между прочим, цель моей жизни – положить конец этим «или-или». Нет ни «черного», ни «белого». Кто-то там – не помню его имени – сказал: «Не знаю, что там с самим Процессом, только вот есть одна важная вещь: Христос и Сатана – это единое целое». Эти двое должны объединиться, только тогда возникнет настоящая «личность», и перестанет воспринимать себя как «плохое» или «хорошее». Ты становишься целостным, и отдаешь себе отчет во всем, что происходит внутри тебя. Пока этого не произойдет, ты не сможешь развиваться. А когда «Это», наконец, произойдет, ты понимаешь, что современное общество и силы, которые подавляют твою личность – это «Серые» силы. Силы серого и серые люди. Просто посмотрите на то, какого цвета корпуса у этих долбаных компьютеров! Они же все Серые! Отчего? Почему»?

Повторюсь еще, что полностью разделяю его точку зрения, что запись на аналоговые носители это один из этапов алхимической трансмутации. В которой происходит слияние множеств в одно и осуществляется стремление к совершенствованию. Аллегорическое получение «философского яйца». Как говорил Будда: «нет ни добра, ни зла, есть только сила». Слияние стихий приводит к целостности, человек становится личностью и обретает возможность развиваться дальше. Во всем здесь следует видеть аллегорию, поскольку в эзотерики это характерно, так как это ее обычный стиль изложения.

Со второй частью высказывания я вынужден не согласиться. Дженис очень уважаемый мною творческий человек и большой авторитет. Но как говорится там про старуху и проруху, мне кажется, к компьютерным технологиям он относится просто предвзято. Как в произведении «Янки при дворе Короля Артура», обычный телевизор, называли «ящиком с трубадурами», так и он в новой техники не видит плюсов и безграничного расширения возможностей для творчества. Он просто привык работать по старинке и что называется, не вошел во вкус этих новинок. Можно привести в пример группу Coil, которые освоив все эти новые технологии не потеряли своего чарующе-гипнотического и магически сакрального звучания, а по-моему благодаря им они стали еще оригинальней. Просто они подружились и научились ладить с еще одной мощной силой.

Поэтому, если аналоговую запись можно назвать «словесно-звуковой алхимией», запись цифровую можно представить как «словесно-звуковая кабалистика». Я не считаю притянутым сравнение принципа Кабалы с принципом в музыке и в техники записи. Согласно Якобу Беме Каббала – есть род магии и она проявляется шестой формой движения – звуком. Это наука перемещений, достигаемых при помощи огненных ангелов света, свои желания в видимой форме они могут осуществлять посредством воображения. Я не буду рассуждать сейчас, здесь,об ангелах и силах стихий, чтобы у ученых материалистов от злости кулаки не сжимались, так что прошу прощения.

Все зависит от контекста и от смысла, которые вы придаете тому или иному вопросу. Можно рассматривать запись на цифровой носитель как чисто потребительский, удобный для хранения и воспроизведения вид записи, как очередное достижение техники, которое расширило возможности в области музыки и звукозаписи. Можно рассматривать процесс звукозаписи и с другой позиции, например, опять же аллегорически или метафорически.

В своих исследованиях касающихся исследования природы рок-культуры я все больше прихожу к тому , что это определенная традиция. Во-первых, это традиция наративного характера, которая реализуется в культуре в виде стремления к вечности и свободе. Эта традиция очень близка, той, что называлось в античности и в средневековье «героика», то есть, поиск самоуважения и знания. Стремление к вечности реализуется через поиск вечных ценностей. Свобода реализуется через бунт: атеистический, Божественный, направленный против сил зла и сатанинский, то есть ,как протест против бога, точнее, против человеческой доли. Сейчас для нас не это главное.

Главной чертой рока как нарративной традиции является поиск знаний, которые дают выход на вечность. Эти знания сохранились в примордиальных традициях. Человек, чтобы добраться до вечности и стать свободным,пытается прийти к диалогу с Богом. Не важно сейчас, что он сказал бы при этой встрече. Творя рок-традицию, он посредством звука или слова прописывает, фиксирует в пространстве слова, которые он адресовал бы Богу.

Как известно, целью Каббалы, как одной из самых древнейших традиций, было познать Бога, то есть, познать его могущество и знания. Одним из главных свойств Божества являлась его вечность. «Вечность порождает время, в его тройном делении: прошлое, настоящее и будущее». Имя Бога было зашифровано в его числе. Расшифровав число, познаешь и Бога. В Каббале число единица – это точка – это начало, то с чего все началось, поэтому вечность- это вечное настоящее. Отсюда автор, чье творение стремится к вечности и свободе, идет навстречу поиска диалога с Богом. Подыскивая нужное, более точное слово и более благозвучную ноту, он тем самым пытается воспроизвести имя Бога, прописать его. Техника современной звукозаписи представляет собой преобразование звуковой кривой в ее цифровой эквивалент.

Поэтому уместно аллегорическое сравнение Каббалы с современным вариантом познания числа Бога посредством цифровой записи. Но важны мотивы, что записывается на звуковой носитель и какую цель преследует запись. Опять же согласно Каббале существует только один закон, управляемый произведениями природы. «Единица», рассматривается, как отрывная точка как начало в ней сути всех вещей, а все остальное в мире это ее отражение. То есть единица рассматривается как сумма. Опять идет параллель с алхимией, процесс получения совершенства, путь слияния различных множеств, но в определенном порядке. Потом это множество несовершенных ингредиентов должно в сумме дать «совершенною» единицу.

Отсюда цифровую запись можно рассматривать как «чудо» техническое, при помощи которого «чудо» творческое, то есть само творение, воплотится и сохранится в виде чисел. Чем совершенней окажется произведение музыкально-текстовое, тем сумма зафиксировавших его чисел, также возможно приблизится, к сумме, которая станет совершенной Единицей.

Поэтому если раньше я был тоже на стороне тех, кто считал цифровую запись «бездушной», теперь я признаю опрометчивость своих высказываний. «Цифра» дает почти безграничные технические возможности, повышает качество записи звука. Умея пользоваться этими преимуществами, звуковое пространство, созданное благодаря цифровой записи, также может быть «одушевленным», используя терминологию музыкантов, в ней будет «чувствоваться дыхание». Результат будет зависить, от того какую идею вы в него вложите.

материалы:

Е П Б «Теософский словарь»

Папюс «Каббала»

Тодд Захриц для Godsend Online: “Genesis P-Orridge Interview”

Филип Фарбер для Paradigm Magazine: “Genesis P-Orridge on Sex, Magic and Cyberspace”

ВлаД – Letzte Soldat Nord, Си.Бе., г.Тюмень